Зачем нужен психолог в школе? Этим вопросом задаются многие родители. О том, какие задачи стоят перед этим специалистом, с какими проблемами сталкиваются дети, мы поговорили с Натальей Ряполовой, педагогом-психологом Октябрьской школы имени Ю. Чумака.
Справка. Наталья Владимирова Ряполова – выпускница Октябрьской школы имени Ю. Чумака. В 2010 году поступила на факультет клинической психологии НИУ «БелГУ». В 2015 году получила диплом с отличием по специальности «Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии». Вернулась трудиться в родную школу на должность педагога-психолога. Стаж работы – пять лет.
— Наталья Владимирова, сегодня во многих школах Белгородского района есть педагог-психолог. Скажите, чем он занимается и какова его роль в образовательном процессе?
— Да, психологи есть практически в каждой школе, а в школах с большим количеством учащихся иногда бывает и по два таких специалиста. Суть работы – в сопровождении образовательного процесса, создании социально-психологических условий для развития личности обучающихся. Также большую роль сейчас отводят сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и созданию для них оптимальной образовательной среды.
— В Вашем поле зрения только дети?
— Знаете, работа ведётся не только с детьми. Педагоги, родители и учащиеся – части единой системы. Только оказывая комплексное воздействие на все звенья этой цепочки, можно добиться устойчивых результатов. Хотя, вы правы, большая часть работы посвящена именно детям.
— Современные дети – они какие с Вашей точки зрения как психолога? Что их волнует и заботит?
— Современные дети, в большинстве своём, весьма шустрые ребята, с быстрым темпом переключения внимания и развитыми навыками обращения с мобильными устройствами и компьютерами. Они больше склонны алгоритмизировать собственное мышление, если сравнивать со старшим поколением. Им проще даётся всё, что связано с «цифровым миром», и хуже даётся коммуникация с живыми людьми.
Один из распространённых запросов от детей – выстраивание дружеских взаимоотношений. В моей практике нет ни одного ребёнка, который бы не умел пользоваться телефоном. Но достаточно много тех, у кого практически нет настоящих длительных доверительных взаимоотношений со сверстниками. Я не говорю, что использование техники это плохо. Нет. Это даёт огромные преимущества и ускоряет скорость обмена информацией. Однако и об остальных сторонах жизни забывать не стоит.
— Школьники сами к вам обращаются за помощью или их проблемы озвучивают родители и педагоги? Возьмём, к примеру, уже упомянутый запрос – выстраивание дружеских взаимоотношений.
— Эффективней всего моя деятельность тогда, когда ребёнок сам приходит с проблемой. Тогда он сам замотивирован на результат и прилагает заметно больше усилий. В таких случаях чаще занимаемся индивидуально, решаем конкретные задачи-запросы: расширение сферы интересов, совершенствование вербальных и невербальных способов общения, оптимизация самооценки и уровня притязаний и другие. Когда запрос исходит от родителя или педагога, чаще работа ведётся с классным коллективом. И результат во многом зависит от того, насколько исходный запрос соответствовал потребностям каждого из участников. Бывает, что аудиторию для работы подбираем во время плановых диагностик, например: исследование уровня адаптации к школьному обучению в первых, пятых и десятых классах. Тогда работа проводится в группах, объединённых общей задачей.
В деятельности педагога-психолога немало переменных. Очень многое в нашей работе решается в ситуации «здесь и сейчас». Иногда приходится откладывать конспект с заготовленным материалом и импровизировать, потому что аудитория выдаёт тебе необычную реакцию.
— Что это за реакция?
— Например, я подготовила игру-пятиминутку «Говорим друг другу комплименты». Классный коллектив взбудоражен предстоящей на завтра контрольной по истории. Настроения сотрудничать со мной в позитивном ключе, мягко говоря, нет. После одного круга «вялых комплиментов» мы переходим на комплименты историческим личностям, которых они изучали. Начинаются смешки. Заканчивается всё тем, что мы переключаемся на игру «Снежный ком» с датами исторических событий. Чаще такой креативный подход можно использовать только со старшими подростками. В начальной школе чаще всего дети принимают твои правила игры.
— Вернёмся назад. Интересно узнать, часто ли школьники сами изъявляют желание попасть на занятие к педагогу-психологу?
— В первый год своей работы я переживала, что личных обращений от детей будет мало. Сейчас повысился уровень доверия к специалистам моего профиля, дети и их родители чаще видят психологов в работе, перестают их бояться и чаще обращаются за помощью и рекомендациями.
— А что волнует детей? Приведите, пожалуйста, конкретные примеры.
— Вспомнилась теперь уже выпускница нашей школы, у которой были трудности с принятием собственного тела. Всюду ей виделись несовершенства, несоответствие некоторому «канону» красоты, что транслируется в масс-медиа. Была проведена работа в направлении принятия телесности, проработаны некоторые иррациональные установки, что мешали увидеть реальную картину. К сожалению, к полной гармонии с собой она не пришла, но значительно увеличила степень удовлетворённости своим внешним видом.
Ещё пример. Мальчик из начальных классов с запросом про рассеянность на занятиях и ухудшение оценок. При работе с самим ребёнком и его матерью был выявлен страх быть брошенным. Папа – значимая фигура для ребёнка – стал часто ездить в командировки, а мама большую часть времени посвящала младшему сыну. Когда обнаружили проблему, родители сами нашли решение. В беседах с ребёнком они донесли до него мысль, что он никогда не будет ими покинут. Эмоциональное напряжение постепенно отступило, успеваемость выровнялась. Со стороны, вроде бы, очевидные вещи. Но когда родитель погружен в решение проблемы, он может не увидеть всей ситуации. Тут от педагога-психолога нужна была только мягкая подсказка – куда смотреть.
— Были ли в Вашей практике, скажем так, типично школьные обращения от учеников: ступор при ответе на уроке, конфликт с учителем или одноклассником, нежелание посещать школу?
— Да. Но в абсолютном большинстве случаев такой запрос идёт от педагогов или родителей. Если дети приходят сами, то тему обучения обходят стороной всеми возможными способами. Им хочется говорить о чём‑то другом, но не об этом, о чём‑то чему они сами придают высокую значимость.
— Поговорим немного о родителях. Сейчас большой выбор книг о воспитании детей. Интересно Ваше мнение: стоит ли полагаться лишь на свой опыт или опыт бабушек, к примеру, в воспитании чада или подобные книги действительно хорошие помощники. Есть ли такие книги, которые, на Ваш взгляд, стоит почитать родителям?
— Книги – чудесные помощники. Это обобщённый опыт людей, которые погружались в проблемы воспитания с точки зрения научного подхода, сбора и анализа массивов данных. А опыт бабушек/дедушек/тёть всё же остаётся личным опытом и применим он только в ситуациях, когда всё идёт по схожему сценарию. Жизнь же подбрасывает нам сюрпризы. Если что‑то из сценария выбивается, опыт родственников теряет актуальность. Одна из славных книг, которую стоит прочитать практически каждому родителю, написала Юлия Гиппенрейтер. Это «Общаться с ребёнком. Как?». В ней лёгким и доступным языком изложены основные вехи взаимодействия с ребёнком. Эта книга в целом повысит уровень психологических компетенций родителя и уж точно не принесёт вреда при самостоятельном прочтении. Если понравится эта книга, то прочтите ещё «Продолжаем общаться с ребёнком. Так?» этого же автора.
— Наталья Владимировна, существуют ли универсальные советы, которые можно дать обеспокоенным поведением своих детей родителям. К примеру, что делать, если ребёнок игнорирует просьбы родителей? Или что делать, если ребёнок стал агрессивен?
— Слишком многое зависит от возраста, характера, социального окружения. Тут однозначного ответа не будет, как бы ни хотелось унифицировать рекомендации. Если бы универсальные «советы» все, как один, работали, профессия педагога-психолога была бы не нужна обществу. Достаточно было бы одной методички на всю страну (улыбается). Ещё раз повторюсь: подобных советов дать не могу, это неправильно с профессиональной точки зрения. Всё же психолог – это человек вооружённый знанием и образованием. Мы же не просим знакомого врача посоветовать какие‑нибудь универсальные таблетки от сердца? Мы обследуемся, конкретизируем диагноз и подбираем лечение. Думаю, аналогия прозрачна.
Но один совет, всё же, я считаю, может быть универсальным – это любить, принимать своего ребенка таким, какой он есть, и стараться выстраивать взаимоотношения, основанные на взаимопонимании, доверии и сотрудничестве.