Local Logo
Новости Белгородского района Белгородской области
93.29
+0.04$
99.56
+0.20
+12 °С, ясно
Белгород

Клавдия Леляк из Белгородского района: «Мы начинали с нуля, всего в своей жизни добились сами»

8 мая 2022, 13:46Общество
Фото: Людмила Андреева

Клавдия и Иван Леляк прожили вместе без двух месяцев 41 год. Супруг, генерал-майор, скоропостижно скончался.

Клавдия Васильевна Леляк встретила журналиста «Знамени» на пороге своей квартиры элегантная, нарядная, романтическая и одновременно строгая. Голос у неё командирский.

«А как же иначе, жена генерала! А в семье, как правило, статус у супруги ещё выше, чем у генерала», - отметила соцработник Елена Парамонова.

Но на самом деле это ведь так и есть: жена обустраивает быт, создавая не только комфорт, но и крепкий тыл. И дома она главная. В комнатах уютно и светло, красивый интерьер, всё обустроено со вкусом. Хозяйка с ностальгией вспоминает свою большую квартиру в Актюбинске, где она жила долгие счастливые годы со своим Иваном Ефимовичем. После смерти супруга пришлось переехать к сыну в п. Майский. Здесь всё по-другому, но оптимизма нашей героине не занимать, ничто не может её сломить, поскольку главные принципы остаются прежними – постоянно трудиться и любить жизнь. Клавдия Васильевна присаживается в кресло и начинает свой рассказ:

«Я с 1927 года, 9 июля мне будет 95 лет. Родилась и состарилась в Казахстане. Мы жили в районном центре Павлодарской области. Детство моё было очень тяжёлым. Нас у родителей было пятеро, четыре сестрички и братик. Папа с мамой молоденькие малограмотные люди. Мы старались помогать им выживать, представьте, маме было всего 23 года, а нас у неё пятеро. Все мы учились, и учились неплохо, хотя условия жизни были ужасные, но мы очень старались. Вместе с родителями выстроили саманную хату. Папа был завхозом в колхозе, получал 56 рублей. Мама – уборщица в райкоме партии, зарплата у неё 30 рублей. Когда мы подросли, постарались уже помогать всеми силами, понимали, как сложно родителям. Поэтому мы и взрослели раньше. Перед войной стали жить получше. Великая Отечественная война началась в июне, в июле мне исполнилось 14 лет. Папу сразу забрали на фронт. Старшая сестричка отправилась в школу ФЗО (школу фабрично-заводского обучения) г. Караганда (там были угольные шахты). Я тоже пошла работать, два года трудилась в колхозе по 13-14 часов в сутки наравне со взрослыми. Тяжело, всё вручную делали. Папа погиб в апреле 1942 года под городом Белая Церковь Киевской области. Нам всем нужно было как-то выживать. Я работала, а вечерами училась. А как по-другому? Потом замуж вышла, мы рано поженились».

Клавдии тогда было 18 с половиной, Ивану – 21 год. Как она говорит, прожили вместе без двух месяцев 41 год. Супруг, генерал-майор, скоропостижно скончался. Моя собеседница вздыхает:

«У него было много инфарктов, ответственность большая, милиция есть милиция. Люди его очень любили, был добрейшим и честнейшим человеком».

Восьмилетку Иван окончил в г. Павлодаре в 1941 году. Когда исполнилось 18 лет, прошёл курсы младших командиров Тамбовского пехотного военного училища, стал курсантом Тамбовского военного пехотного училища в г. Семипалатинске.

Служил командиром отделения, помощником командира взвода 13-й воздушно-десантной бригады в г. Щёлково, помощником комвзвода 680-го стрелкового полка 169-й стрелковой дивизии. Старший сержант был тяжело ранен в боях на Курской дуге 6 августа 1943 года. Полгода пролежал на лечении в эвакогоспитале в Томске, его комиссовали по ранению 17 февраля 1944 года. В дальнейшем назначили помощником коменданта спецкомендатуры Цюрупинского райотдела милиции. Свою дальнейшую жизнь фронтовик связал с органами МВД. В 1959 году окончил высшую школу МВД СССР, начинал оперуполномоченным, дослужился до начальника УВД Актюбинской области. В милиции проработал 41 год. Награждён орденами Красной звезды, Трудового Красного Знамени, медалями. Потомки Ивана Ефимовича Леляка 9 Мая идут с его портретом в строю Бессмертного полка.

У Клавдии Васильевны на груди значок ветерана войны.

«Я не воевала. Но так сложилось, что война закончилась 9 мая, а меня указом Президиума Верховного совета СССР 6 июня 1945 года наградили медалью «За доблестный труд». Все говорят: «Как так?» А вот так! Я рано стала трудиться, два года военных, с июля 1941 по август 1943 года, в колхозе работала. Когда мне исполнилось 16 лет, меня взяли (раньше не могли из-за возраста) в Цюрупинскую контору связи начальником на коммутаторе. За месяц я освоила азбуку Морзе и работала на аппарате, затем меня перевели телеграфистом – ночами я принимала и передавала секретные телеграммы с помощью азбуки Морзе. Шла война, и мы все старались приблизить Победу. Идёт лента, я пишу. Потом эту ленту и телеграмму, что написала, запечатываю в конверт и несу письмо в военкомат дежурному. В военкомат мы отправлялись ночью пешком вдвоём с тётей Надей, у которой была винтовка. Секрет знала только я, потому что принимала телеграмму».

Закончилась война, началось восстановление хозяйства. Беднота, разруха, непосильные налоги на селе, но ничего, всё преодолели. Молодой организм справлялся со всеми трудностями. На протяжении всей жизни нашей героине пришлось много работать. В колхозе, телефонисткой, телеграфисткой, контролёром, старшим кассиром в центральной сберкассе. А потом 30 лет главным бухгалтером в системе профсоюзов. Помимо основной работы вела общественную деятельность, состояла в различных комиссиях при исполкоме, горисполкоме, которые помогали семьям с детьми.

«Многому научилась за свою жизнь. Я всё люблю делать сама. Считаю, что это всё очень важно. Жаль, что быстро время прошло. Сыновья как-то незаметно выросли. Младший умер в 55 лет. А старший – кадровый военный – и привёз меня в Белгородскую область, поскольку стало здоровье подводить, возраст есть возраст. Внуки, правнуки у меня замечательные, радуюсь их успехам. Когда сюда приехала, мне шёл 84-й год. Я всю жизнь со всеми делами справлялась сама. Сейчас мне помогает Леночка (соцработник – Л.А.), но я и сама стараюсь делать всё, что мне по силам, по 2-3 банки на зиму закатываю: арбузы, помидоры, огурчики. Варенье варю. Всё у меня есть. Я говорю себе, нет, мне не 95, нет, нет, я столько не жила. Ощущаю себя на 75, не больше», – Клавдия Васильевна рассказывает эмоционально, смеётся. В её смехе столько жизненной силы.

Она слушает музыку, читает газеты и книги. Сетует, что раньше читала больше, сейчас зрение не то, а библиотека у неё богатейшая. Смотрит любимые телепередачи – «60 минут», «Время покажет», художественные и документальные фильмы. Так что в курсе культурной и политической жизни. Следит за последними событиями спецоперации на Украине, переживает:

«Безусловно, это большое волнение. Хочется, чтобы всё быстрее разрешилось. Сложно нашей стране против всего мира, но ничего, Россия выстоит. Уверена, что наши люди могут всё пережить, всё преодолеть».

Иван Ефимович и Клавдия Васильевна удивительно похожи.

«В Актюбинске есть улица имени генерала Леляка, в музее хранятся его награды. На здании управления МВД установлена мраморная мемориальная доска. Мы начинали с нуля, всего в своей жизни добились сами, для многих были примером в жизни. Люди нас помнят до сих пор, звонят мне, поддерживают».
Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 15:34
Дождь и грозы придут в Белгородскую область 25 апреля
Материал
ОбществоВчера, 14:38
Жители Белгородского района смогут присоединиться ко Всероссийскому субботнику
Материал
ОбществоВчера, 14:09
Ирина Афанасьева – финалист регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России»