Логопед Анастасия Кочарова ответила на популярные вопросы. Девушка окончила педагогический факультет Белгородского государственного университета. Профессию выбрала по примеру бабушки, учителя начальных классов, заслуженного учителя школы РСФСР. Как и бабушка, считает: каждый ребёнок – это самый совершенный музыкальный инструмент, которому требуется лишь грамотная настройка.
Вряд ли найдётся такая мама, которая не сравнивала бы своё чадо с другими детьми и не торопила события: «У подруги ребёнок уже ползает/сидит/ходит/самостоятельно ест/читает (и далее по списку умелок), а мой всё ещё нет». Туда же «у неё малыш болтает, а мой как будто воды в рот набрал». Одни успокоительно скажут: «Всему своё время». Другие посоветуют: «Не жди, беги к специалистам».
Когда же стоит обращаться за помощью к логопеду? Как самому запустить речь у молчунов? Какие ошибки допускают родители, пытаясь научить детей говорить? На эти и другие вопросы ответила учитель-логопед Анастасия Кочарова.
Анастасия Кочарова по специальности трудилась в школе № 35 города Белгорода, детском саду № 23 села Таврово. Сейчас работает учителем-логопедом в структурном подразделении «детский сад» начальной школы «Мозаика» села Таврово. В этом году признана победителем муниципального конкурса «Педагогический дебют».
Анастасия Сергеевна, продолжите фразу «логопед в детском саду – это…».
«Человек, который везде и всюду (улыбается). Потому что много запросов поступает и от родителей, и от воспитателей, узких специалистов. Весь коллектив сада прикладывает усилия для всестороннего развития каждого ребёнка. И если кому-то нужны мои консультации, советы, рекомендации, я их даю. В целом логопед в детском саду помогает детям социализироваться посредством нормализации речи, общения».
Существуют нормы речевого развития детей. Понятно, что двухлетнего малыша, который не употребляет сложные предложения, не поведут к логопеду. Но определённые требования к его речи есть. В каком возрасте нужно начинать логопедическую работу с ребёнком?
«В саду я занимаюсь преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста. Но родителям стоит обращать внимание на «речь» ребёнка с момента его появления на свет: крик при рождении, затем – гуление, лепет. К году появляются первые простые слова. К трём – развёрнутая фразовая речь. Если, допустим, ребёнку три года, нет смысла говорить о звуках позднего онтогенеза. То есть он в этом возрасте может не выговаривать шипящие звуки, «р», «л» и другие, они появляются к пяти годам. Даже если в пять с половиной-шесть лет ребёнок не говорит «р», пропускает его, это норма. Но если в три-четыре года слышно неправильное горловое произношение звука «р», желательно начинать занятия с логопедом»
Нередко двух-, трёхлетние дети вообще не говорят. К трём годам, повторюсь, ребёнок должен говорить фразами. Если ребёнок в этом возрасте не понимает обращённую к нему речь, не реагирует на неё, молчит или использует звукоподражание, например, машина у него «би-би», корова – «му», то это повод посетить невролога».
С какими запросами к вам чаще всего приходят родители?
«Часто обращаются родители, чьи дети не разговаривают в три года или мало говорят. Бывает, ребёнок до этого возраста находился дома, и мама не придавала значения его речи. А потом он пошёл в детский сад. Мама увидела его на фоне других деток и только тогда начала задумываться. Но, в основном, родители, если их ребёнок молчит в три года, до визита к логопеду уже посетили врача и в курсе проблемы».
То есть родителей, которые не прилагают никаких усилий, считают, что речевая проблема решится сама, меньше?
«Да. Если у малыша, например, неправильное звукопроизношение, то родители это слышат и обращаются за помощью к специалисту. А вообще логопед работает со всеми сторонами речи, не только с нарушением произношения звуков. Например, ребёнок меняет местами буквы, слоги в слове. Бывают трудности в словообразовании. Много разных случаев».
Расскажите подробнее о случаях из вашей практики.
«Я тогда работала в школе. Ребёнок из первого класса заменял в словах шипящие звуки на свистящие: например, не «хорошенький», а «хоросенький». Я попыталась найти причину этого речевого нарушения. Оказалось, мама, общаясь с чадом, специально коверкала слова, нередко использовала уменьшительно-ласкательные формы. И ребёнок практически не слышал правильного произношения и копировал маму. Стали мы с ним ставить произношение шипящих. И он удивился: оказывается, есть и другие звуки. Так что ни в коем случае не надо искажать речь: то, что ребёнок слышит, то он и повторяет».
Какие ещё советы можно дать родителям дошкольников?
«Первое – разговаривайте с детьми с самого их рождения. Никакой мультфильм не заменит живое общение. Хотите разговорить ребёнка? Задавайте ему вопросы, стимулируйте отвечать. Второе – читайте книги и обсуждайте прочитанное. Третье – исправляйте ошибки в речи ребёнка. И помните: не всё зависит только от специалиста по коррекции речевых нарушений. Логопед проводит с детьми лишь несколько часов в неделю, родители – гораздо больше. Рекомендации, домашние задания логопеда важны, имеют большое значение».
Стоит ли ждать родителям быстрого результата от занятий с логопедом?
«Всё индивидуально. Если проблема с одним звуком, то это не тяжёлое нарушение речи. В моей практике был такой случай. Ставила звук «р». У ребёнка была мотивация. И вместе работали, и он сам тренировался вне занятий со мной. Спустя четыре занятия зарычал. Через две недели говорил «р» чисто. Бывает, что и за одно занятие можно поставить этот звук, а бывает, что требуется несколько месяцев».
В этом году вы приняли участие в конкурсе «Педагогический дебют». Расскажите о своих впечатлениях.
«Подготовка к конкурсу заняла несколько месяцев. Благодарна всему коллективу за помощь. Одним из этапов состязания была презентация игрового оборудования. И я стала единственным участником конкурса с электронным образовательным ресурсом. Для «Педагогического дебюта» я доработала свою вторую электронную игру для детей. Первая игра направлена на закрепление произношение звука «р». Вторая – на развитие связной речи с применением технологии сторителлинга».
Наверняка у вас есть свои секреты, которые используете в работе. Поделитесь ими?
«Когда звук поставлен, нужно автоматизировать звукопроизношение. Для этого мы многократно повторяем речевой материал. Как правило, ребёнку скучно и неинтересно просто повторять одни и те же слова. Использование игр или карточек занимает много времени, и мы не успеваем проговорить большое количество слов. Поэтому я предлагаю ребёнку собрать мозаику и параллельно проговаривать слова. Опять же это рече-двигательная координация. На какое-то время ребёнок отвлекается на сбор мозаики и отключается от мысли: «Как правильно сказать слово?», и на автомате начинает говорить правильно.
Ещё у многих детей наблюдаю межзубное произношение свистящих звуков. Это когда кончик языка не опускается вниз, а просовывается между верхними и нижними резцами. Как я это исправляю? На первых занятиях ставлю между зубками зубочистку: язычок выскакивает, но натыкается на острую зубочистку. Так у ребёнка вырабатывается привычка прятать язык».