Жительница Новосадового, врач-неонатолог Наталья Бончук поделилась воспоминаниями о четырёх годах службы на БАМе. Знакомство супругов Натальи и Юрия Бончук как будто из сценария советского романтического кино. 1970-е годы. Первокурсники Донецкого медицинского института помогали на стройке нового корпуса вуза. Молодой человек увидел девушку и очаровался её глазами. Спустя несколько месяцев он ей признается:
Я на всю жизнь запомнил твои глаза и по ним искал тебя на потоке.
Наталья и Юрий, оба студенты лечебного факультета, на пятом курсе сыграли свадьбу.
Жених был готов отправиться в ЗАГС сразу после знакомства, – смеётся Наталья Стефановна, – но мой строгий и серьёзный папа добро не дал: прежде всего – учёба, говорил он.
По распределению Бончук попали в министерство путей сообщения. Трудились терапевтами в железнодорожной больнице в Черкасской области. Там же родилась их старшая дочь Настя.
Через какое-то время сбылась моя мечта – я начала работать педиатром. На том, чтобы я стала терапевтом, настоял отец, но мне всегда хотелось лечить детей, я их обожаю, – рассказывает моя собеседница, листая альбомы со старыми фотографиями.
На нескольких чёрно-белых снимках запечатлена весёлая компания во дворе небольшого домика в посёлке Цветково. Застолье, разговоры, песни под гитару – это проводы семьи Бончук на БАМ.
Командировка за тысячи километров.
Стройка XX века – так говорят о Байкало-Амурской магистрали. Грандиозная. Легендарная. Более 4000 километров железной дороги, тянущейся по территории шести регионов России. Прокладка трассы потребовала мобилизации огромных ресурсов всей страны. В 1974 году БАМ был объявлен всесоюзной комсомольской ударной стройкой. Тысячи людей из разных уголков СССР двинулись в край вечной мерзлоты и непроходимой тайги.
В 1981-м министерство путей сообщения командировало на БАМ наших героев. Для молодой, лёгкой на подъём семьи это не стало жизненным испытанием. Первым в путь отправился Юрий Стефанович. За ним – супруга:
Везла дипломат, а в нём – овощи для борща. Вышла на станции Известковая. Далее мне нужно было добраться до Ургала, это в Хабаровском крае, а затем до бамовского посёлка Федькин ключ. Расстояния между населёнными пунктами огромные, 200-300 километров. Ближайший поезд нескоро, больше суток ждать. Решила ехать на перекладных. По дороге, которая заняла тоже больше суток, мы увидели вековечную тайгу с высокими хвойными деревьями, ели бруснику с хлебом. Удивила резкая смена погоды: сегодня тёплая осень, а завтра сразу 23 градуса мороза.
В Федькином ключе обосновались в вагончике. В нём же принимали пациентов. Первая ночь. И первый тяжёлый случай – преждевременные роды на 34-й неделе.
Обычно на последних неделях беременности женщин отправляли в роддома крупных населённых пунктов, но тут не успели. Приняли роды и положили ребёнка между электрическими калориферами, и погас свет. Быстро стали кутать, чтобы согреть. Утром прилетел вертолёт санавиации, и маму с малышом доставили в Чегдомын, – вспоминает Наталья Бончук.
После был и такой случай. У жительницы посёлка начались роды с тазовым предлежанием плода. Юрий Стефанович накануне уехал в командировку.
А я взяла учебник Бодяжиной «Акушерство» и – на роды. Всё прошло хорошо, –улыбается Наталья Стефановна.
Сохранилось несколько интересных фотографий тех лет. На них творческий дуэт супругов Бончук на сцене местного клуба исполняет песни. С жителями посёлка они организовали множество культурных мероприятий. Даже поставили спектакль по повести Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Остановка Леприндо
Спустя год после приезда врачей в Федькин ключ посёлок опустел – участок железной дороги был построен, и бамовцы отправились на другие. Бончук переехали в Читинскую область. Не без приключений. По пути служебный автомобиль застрял на бездорожье, пришлось возвращаться и садиться на поезд.
К тому времени в посёлке Леприндо, новом месте жительства семьи докторов, жизнь била ключом. Для двух с половиной тысяч бамовцев возвели магазины, школу, детский сад, столовую, общежития. Из пахучего соснового бруса построили просторное здание амбулатории. Оборудовали её на славу: рентген, операционная для экстренных случаев с автономным электро- и водоснабжением, лаборатория, физиокабинет. С приездом Бончук в медучреждении сложился сплочённый коллектив профессионалов, стали оказывать терапевтическую, педиатрическую, стоматологическую, хирургическую и акушерскую помощь.
В Леприндо есть линейная амбулатория. В амбулатории трудится детский врач Наталья Бончук. Забот у Натальи хватает. В посёлке на сегодняшний день насчитывается 551 ребёнок, – отмечено в публикации местной газеты, вышедшей около сорока лет назад.
К медучреждению примыкала комната Натальи Стефановны и Юрия Стефановича.
Это очень удобно. Можно выпрыгнуть из окна общежития и побежать на приём. Было такое когда-то: муж спас мальчишку, упавшего в канализационную яму, – рассказывает женщина. – Почему-то в памяти остались непростые случаи. Например, как вместе с супругом вернули к жизни задушившегося парня… БАМ нас закалил.
Работа отнимала много сил, но каждое утро супруги Бончук шли в больницу с большим желанием помогать людям. Юрий Стефанович освоил дело хирурга, Наталья Стефановна по-прежнему лечила мальчишек и девчонок. На БАМе появилась на свет их вторая дочь Наташа. Из общежития переехали в дом. Зарплата радовала, удалось накопить на собственный автомобиль. Жизнь не ограничивалась службой и хлопотами по хозяйству. Посещали мероприятия, гуляли с детьми по окрестностям, любовались красотой природы.
Я пару раз принимала участие в конкурсе «А ну-ка, девушки!». В Леприндо узнала, что такое аэробика, школьная учительница вела занятия, – вспоминает Наталья Стефановна. – Появились новые друзья. Встретили немало земляков из Донецкой области. Несмотря на отдалённость от крупных посёлков и городов, дефицита товаров не ощущали. Кстати, ещё в Федькином ключе попробовала вкуснейшую китайскую тушёнку. Знаете, дружба, взаимопомощь – это про БАМ: попросишь подвезти, так водитель никогда денег не возьмёт. А ещё честность: как-то у одних из автомобиля выпал ковёр. Они не заметили и уехали. Нашедший ковёр человек поднял его и ждал, пока хозяева вернутся.
Жизнь после БАМа
В 1985 году Бончук вернулись на Украину. В Одессе окончили клиническую ординатуру. Наталья Стефановна в очередной раз убедилась, что работа с малышами – её стихия, и посвятила себя неонатологии. В 1988-м перебрались на Белгородчину. Здесь родился сын Степан. Сегодня Наталья Стефановна – один из ведущих специалистов Белгородской области по грудному вскармливанию на послеродовом этапе и в условиях отделения патологии новорождённых и недоношенных детей. По её инициативе в областном перинатальном центре открыли палаты совместного пребывания матери и ребёнка. Юрий Стефанович трудился главным врачом Белгородского центра профилактики и борьбы со СПИД, сейчас врач функциональной диагностики там же.
Есть у них мечта – совершить путешествие на автомобиле, вернуться на БАМ и увидеть, что стало с местами, ставшими за четыре года родными.
Для многих годы, проведённые на БАМе, стали одним из лучших периодов жизни, и мы не исключение, – подводит итог разговора героиня этой публикации.
Медикам БАМа Юрий Бончук посвятил стихотворение. Оно написано к 10-летию стройки:
Это так, не рубили мы просек своими руками,
Не взрывали гранит, не ворочали грунта кубы,
Всё же есть в каждом метре железной дороги на БАМе
Прочно сплавленный с вашим кусочек и нашей судьбы.
Десять лет мы надёжно вас всех от беды прикрывали,
Десять лет мы тревожную трудную вахту несли,
Десять лет пошатнувшихся снова мы в строй возвращали,
Были с вами всегда и везде, где бы вы не прошли.
Оглянешься назад – наши будни как дни фронтовые,
Каждый год из которых считался на фронте за три.
Вы за десять лет эту дорогу в тайге проложили,
Мы – за двадцать, считая по десять бессонные ночи и дни.