Муниципальный этап конкурса профмастерства «Учитель года России 2024» прошёл в Белгородском районе. В нём приняли участие 11 педагогов образовательных учреждений.
Первый заочно-очный тур включал следующие конкурсные испытания – «Видеоэссе», «Целостное описание актуального педагогического опыта» и «Урок». На втором этапе учителя прошли такие испытания: «Разговор со школьниками» и «Мастер-класс». Третий, завершающий тур, состоял из двух номинаций – «Вам слово, учитель» и «Вопрос учителю года».
Корреспондент газеты «Знамя» по сложившейся традиции стал модератором пресс-конференции «Вопрос учителю года», которая проходила на базе Северной школы № 2. В финале приняли участие четыре педагога – учитель иностранного языка Дубовской школы с углублённым изучением отдельных предметов Наталья Седых, учитель ИЗО Новосадовской школы «Территория Успеха» Игорь Игнатьев, учитель иностранного языка Беловской школы имени С.М. Остащенко Ирина Корнева и учитель начальных классов Бессоновской школы Татьяна Иванова. Педагоги ответили на актуальные вопросы о современной системе образования и роли учителя в ней. В этом году вопросы для конкурсантов были подготовлены по нескольким блокам: «Блиц-опрос»; «Вопросы от родителей»; «Вопросы от педагогов»; «Вопросы от учеников»; «А напоследок я скажу…». Предлагаем вниманию наших читателей выдержки из ответов.
Татьяна Иванова
В жизни мы все заняты, и мои родители тоже были заняты, но я всегда знала, что меня в семье любят. Родители могут найти способ показать это ребёнку. Я работаю с малышами, для них как вторая мама, они знают, что ко мне можно обратиться со своими радостями и проблемами – всегда пойму и помогу.
Программа детского сада рассчитана на то, чтобы дети развивались. Не спешите, есть такое понятие, как зрелость. Лучше поработать над речью и мелкой моторикой. Это можно делать и в семье, ежедневно общаясь с ребёнком. Писать буквы ни в коем случае не нужно! Потом в начальной школе мы переучиваем детей. Лучше пусть раскрашивают картинки. Если ребёнок хочет читать – учите с ним буквы, есть азбуки для дошкольников. Домашние задания в начальной школе должны быть не минимальными, а посильными для ребёнка, чтобы он мог справиться. Задача родителей – проконтролировать выполнение заданий.
В каждом ребёнке нахожу лучшее, искорку таланта, она есть у всех. У меня различные методы и приёмы, подбираю с учётом возрастных и личностных особенностей ребят. Мой профессиональный секрет? Люблю детей и свою работу.
Когда мы учились в школе, у нас были производственные бригады, мы приходили на предприятие и работали наравне со взрослыми. Если мы сейчас вернём полевые работы, это всё равно, что вернуться в советское образование. Достаточно следовать поправкам в Законе об образовании, которые касаются трудового воспитания.
Нынешние дети другие, потому что время другое. Огромные потоки информации сформировали клиповое мышление. Своего рода защитная реакция. Когда говорят, что современная молодёжь не такая, вот мы в своё время… Хочу возразить. Хорошая у нас молодёжь. Всё доброе, что мы вкладываем в наших детей, прорастает. Мы видим патриотизм, отношение молодых людей к семейным ценностям. Когда понадобилось, они встали на защиту нашего народа, нашей Родины.
Я никогда о другой профессии не думала. Учитель для меня уже давно не просто профессия и призвание, это образ жизни. Моя дочь тоже учитель. Так что родители могут быть примером. Династия – это прекрасно. В педагогику нужно идти осознанно. Для меня примером всегда были учителя Бессоновской школы, которые меня обучали. Некоторые из них и сейчас работают. На любой вопрос дадут ответ, в любой жизненной ситуации помогут, самую сложную задачу смогут объяснить. Когда меня называют по имени-отчеству, мне до сих пор трепетно. В моём школьном детстве самыми любимыми были как раз строгие учителя, мы следовали за ними, брали пример. Любовь учеников не нужно завоёвывать, если вы вкладываете в них все свои знания и силы, это произойдёт само собой. Не стоит слишком серьёзно относиться к неудачам. Сделать выводы, что произошло не так, и расти. Тогда не разочаруешься, а впереди ещё будут успехи.
Игорь Игнатьев
Если дети не заняты, это не их проблема, а недоработка общества. Вдохновляйте своим примером, предлагайте различные направления, чтобы они могли выбрать. При нынешних реалиях, когда ребёнок заходит в интернет и с его помощью отвечает на любой вопрос, система образования придёт к тому, что домашние задания вообще уберут. Пусть дети общаются с родителями, посещают спортивные секции и творческие кружки.
У нас появилась целая частная индустрия подготовки детей к школе, трудно судить, насколько они профессиональны. Не должен ребёнок уметь писать буквы, когда идёт в первый класс, научить его этому – функция школы, а не каких-то других инстанций. Школа помогает раскрыть способности ребёнка, а родители, учитывая пожелания, смогут дать правильный совет при выборе профессии. Суть во взаимодействии. Как родитель, я расскажу обо всех нюансах моей профессии, чтобы ребёнок сделал осознанный выбор.
Учитель – это призвание. Когда человек на своём месте, любит своё дело, счастлив, можно говорить о призвании. Это касается любой профессии, тогда общество будет процветающим и самодостаточным. Однажды я побывал на открытом уроке преподавателя педагогики Курского государственного университета Равзалии Талховны Ибрагимовой, получил настолько яркие впечатления, что решил связать свою жизнь с педагогикой. В первый год работы в любой профессии нужен наставник, чтобы избежать больших ошибок, тем более, если это профессия учителя, не стоит экспериментировать на детях. Через какое-то время наставник сделает из вас профессионала.
Мой секрет преподавания – искренность по отношению к ученику. Путь учителя – непрерывное совершенствование, надо всегда оставаться учеником, то есть в ученичестве есть развитие. Как только ты начинаешь думать, что ты учитель и всё знаешь, меняется грань взаимоотношений «учитель и ребёнок». Любовь учеников надо завоевать однозначно, ведь чтобы научить, необходимо вдохновить. Открытость, постоянный поиск и множество творческих методов – мой предмет располагает к этому. Сложнее преподавателям физики и математики – без взаимопонимания не обойтись. В своей профессии делаю акценты на педагогику и психологию. Ребёнок – тонко настраиваемый инструмент, надо быть осторожным. Основная задача – увидеть и раскрыть индивидуальность ребёнка. Что общественно полезный труд облагораживает, знаем ещё со времён советской педагогики. Педагог должен прививать любовь к труду. Что же касается ИЗО, существует другая сторона искусства – аккуратность, внимательность, уборка за собой рабочего места.
Современные дети потрясающие, уникальные! Просто диву даёшься, сколько в них творчества, фантазии, они столько всего знают! У меня одно восхищение! С последующим поколением будет ещё интереснее, каждые пять-семь лет ученик другой. Если учитель остановится в совершенствовании – перестанет быть профессионалом. Так что наша задача – постоянно самосовершенствоваться. Для меня важно подниматься выше, чтобы соответствовать уровню нынешних учеников.
Наталья Седых
Учитель должен научить детей дружить и общаться. Это не менее важно, чем обучение школьным наукам. Понять, что интересует каждого ребёнка, на этой основе строить занятия. Классное руководство помогает мне в этом, с другими школьниками чуть сложнее. Задания на английском языке, касающиеся ученика, его питомца, семьи, помогают понять ребёнка и лучше с ним взаимодействовать. В работе с детьми полезны общение, похвала и создание ситуации успеха для каждого.
Современные дети активные и любознательные, хотят познавать мир. Они смелее, чем мы, и свободнее. Диалог учителя с родителями поможет понять ребёнка, вовремя поддержать. Приучайте детей к самостоятельности! Считаю, что домашние задания отменять нельзя. Когда я взяла классное руководство, удивилась тому, что родители спрашивают: «А что задали на завтра?» На протяжении начальной школы у детей должен сформироваться навык: записать домашнее задание и самостоятельно начать его делать. Если вдруг не разобрался, тогда родители могут подключиться и разъяснить. Что касается подготовки к школе, это вопрос времени родителей и их желания развивать детей. Нужно ли стремиться сразу из ребёнка делать гения? Намного интереснее заниматься с детьми самим, что-то сделать своими руками, к примеру, малышу понравится складывать с папой кубики… Трудовые навыки надо прививать ребёнку в семье с детства, общественно полезный труд, который предусмотрен образовательной программой, не будет лишним. К тому же общее дело сплачивает ребят, даёт возможность себя проявить.
В выборе будущей профессии помогает школа. Много полезной информации содержит профориентационный курс «Моя Россия – мои горизонты». Родители также могут рассказать о своей профессии, ненавязчиво предложить занятия в разных кружках и секциях. К слову, я в детстве занималась волейболом, карате, музыкой, изобразительным искусством, английским языком. Можно предоставить возможность попробовать себя в разных видах деятельности, а те, которые заинтересуют, обеспечить подробной информацией. Не навязывать свою точку зрения, уважать выбор ребёнка. Поскольку я учитель, лучше всего знаю и люблю свою работу, подчеркну престиж профессии педагога. Учитель – не просто профессия, это призвание. В любой профессии сложно, определённо возникают трудности. На первом этапе нужна помощь и поддержка опытных коллег. Главное – не падать духом и идти вперёд!
Я сейчас работаю в школе, в которой училась сама, вернулась, потому что мне здесь комфортно. У меня были замечательные учителя, творческие, яркие. До сих пор помню их уроки. Тамара Сергеевна Кожушкова преподавала английский язык, а Галина Анатольевна Пятых – русский язык и литературу. Моя мама – учитель, что тоже оказало влияние на выбор профессии. У меня опыт небольшой, стараюсь использовать опыт старших коллег, всё самое интересное внедряю в свою работу. Жизнь – это постоянное движение, поэтому нужно совершенствоваться. Для меня Учитель с большой буквы тот, который оставил след в судьбе ребёнка, в его сердце, памяти. Захотела бы я учиться у самой себя? Вполне возможно, заодно можно проанализировать эффективность собственной деятельности.
Ирина Корнева
Чтобы сплотить семьи, поколения, заполнить недостаток родительского внимания в жизни детей, достаточно подхватить инициативу государства – 2024 год объявлен Годом семьи. Родители современных детей – поколение 1990-х. Сложное время в нашем образовании. Нынешние родители недополучили в детстве возможности заниматься в кружках и секциях. Стремление родителей сделать из сына или дочери гения зачастую мешает детям самостоятельно развиваться и делать свой выбор. Не стоит вредить ребёнку: дайте ему возможность самому делать поделки, рисунки, какими бы несуразными они вам ни казались. Почему у современных родителей предвзятое отношение к государственным бюджетным образовательным услугам? В дошкольном учреждении совершенно бесплатно ребёнок получает все необходимые знания и навыки, необходимые при поступлении в первый класс школы. Современные дети перспективные. Они, как мягкая глина, а учитель, как скульптор, может создать их них шедевр. А гаджеты можно использовать для процесса обучения.
Зачем мы надели на наших детей стеклянный купол и посадили в лабораторные условия? Они порой оказываются совершенно неподготовленными к самостоятельной жизни, не могут элементарно наладить свой быт. Наше поколение вспоминает работу на полях, в парках и скверах как яркие и запоминающиеся моменты школьной жизни. Пусть эта инициатива распространится в какой-то степени и на современные школы.
Мы можем бесконечно долго рассказывать и показывать видеосюжеты о профессиях. Но, к сожалению, у детей мало возможностей попробовать профессии своими руками. А я считаю, что чем больше у них будет такой возможности, тем лучше. Это профориентационная работа непосредственно на производстве, на месте работы родителей, на мастер-классах в рамках промышленного туризма, во внеурочной деятельности. Только попробовав сам, человек сможет понять, его это дело или нет. Мама одной из моих учениц мечтала, чтобы дочь стала бухгалтером. А девочка после нашей с ней работы над проектом поняла, что её будущее – педагогика. Маму удалось переубедить.
Учитель – призвание, невозможно качественно реализоваться без высочайших профессиональных качеств. Моё творческое кредо: «Учитель, научи ученика, чтобы было у кого учиться». С таким девизом, которому научила меня учительница моей сельской школы Наталья Семёновна Новикова, я работаю уже более 15 лет. Только в обучении и сотрудничестве создаются условия для взаимного развития как ученика, так и учителя. Учитель с большой буквы – гражданин, отвечающий требованиям современного мира, понимающий законы его функционирования, и, самое главное, умеющий эти законы объяснить. Своим участием в конкурсе «Учитель года» мы подтверждаем его важность. Я получаю такой заряд эмоций, столько драйва, что можно сравнить с восторгом, если бы я прыгнула с парашютом.
Финалисты конкурса подчеркнули, что «Учитель года» не перестанет быть актуальным. Это опыт, достижения, новый виток в их жизни. Чтобы понять профессию изнутри, каждый должен пройти такое испытание. Конкурс – это взаимодействие с коллегами и много новых вопросов в своей профессии, на которые нужно ответить.
Испытания завершены, но конкурс продолжается. На региональном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России» 2024 года наш район представляет победитель муниципального этапа – учитель Новосадовской школы «Территория Успеха» Игорь Игнатьев.
«Желаем Игорю Владимировичу успешного выступления и победы! Поздравляем также финалистов муниципального конкурса – учителя Беловской школы Ирину Павловну Корневу, учителя Бессоновской школы Татьяну Николаевну Иванову и учителя Дубовской школы с УИОП Наталью Дмитриевну Седых. Спасибо за искренность и открытость, желаем дальнейших успехов и побед! Большое спасибо всем конкурсантам муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» 2024 года за активное участие. Не останавливайтесь на достигнутом, принимайте участие в конкурсах профессионального мастерства, стремитесь к успеху и добивайтесь поставленных целей!»– поблагодарили коллег сотрудники управления образования Белгородского района.