Тавровцы вернулись с Международного-фестиваля-конкурса с дипломом лауреата I степени. Хороший спектакль долго живёт с тобой, вновь заставляя мысленно возвращаться, вспоминая те или иные эпизоды, музыку, перечитывать произведение… Чтобы понять то, о чём сказали автор, режиссёр и актёры, но и то, как заданная тема откликается в тебе. Наш корреспондент побеседовал с режиссёром Тавровского театра-студии «Окно» Галиной Еремеенковой, с актёрами и режиссером-постановщиком спектакля «Чайка по имени…» Анастасией Ждановой.
Но сначала – новость, которой поделись студийцы в соцсетях: «Ещё одна победа нашей «Чайки…». На Международном конкурсе-фестивале искусств «Арт-Трофей» мы взяли диплом лауреата I степени.
«Профессиональный, цельный спектакль. Удачно выбрана драматургия в сочетании с образом спектакля. Очень осмысленно, точно физически и эмоционально работает каждый артист, что особенно важно в таких спектаклях. С большим вкусом подобраны в спектакле и стильные костюмы. У коллектива большой потенциал! Успеха и профессионального роста!», — такой комментарий дали члены жюри.
ГАЛИНА ЕРЕМЕЕНКОВА: «Несколько лет назад на фестиваль «На свет Щепкинской звезды» (а мы выступали тогда со спектаклем «Совершенная волна» и взяли Гран-при), приехал коллектив «Каламбур» из Харькова (очень сильный, у них свой хореограф, вокалист, костюмы запредельные). Они показали спектакль «Джонатан», армянский автор написал пьесу в стихах. История стаи, которая хочет войны, именно она и была главным действующим лицом. Они выстукивали тему войны ногами и руками минуты четыре, это было очень классно технически, но я не понимала, зачем они хотят войны… На сцене происходила иная история, чем у Ричарда Баха.
На фестивале выступал ещё один коллектив «Нескромный театр» из Нижнего Новгорода, спектакль «Моя любимая игрушка» они посвятили девочке, которая умерла от лейкоза. Бесхитростный, простой, но очень душевный спектакль. Я увидела большое количество детей на сцене, и не важно, блистали они в актёрской роли или нет – им было хорошо вместе и комфортно, я поняла, какую огромную работу проделала Елена Нескромная, режиссёр театра. Для меня всё поменялось. Есть вещи, несоизмеримо большие, чем сам театр. В детских, подростковых, юношеских коллективах намного важнее процесс, чем результат.На следующий день мы играли спектакль, обычно я что‑то им говорю перед началом, настраиваю. В тот раз спросила: «Вчера мы посмотрели два спектакля. Какой из них вам понравился?». Они ответили: «Моя любимая игрушка», я поняла, что я всё делаю правильно… Спектакль – это средство, внутри которого, во время подготовки, репетиций идёт процесс более значимый, чем спектакль. Это не воспитание, не выращивание человека, ребята меняются, когда они объединены общими смыслами.
Спектакль «Чайка по имени…» для нас значимый. Когда я прочла произведение, поняла, это мой материал, я хочу это ставить, много лет ходила с идеей. Мы видели три спектакля на эту тему, три интерпретации – ни одна не устроила. Птичий грим, эффекты, а на сцене ничего не происходит, звучит один текст, он неудобоваримый для чтения вслух… Есть мысль, идея, сверхзадача, но это надо перевести в иную театральную плоскость…
Мы читали повесть, долго обсуждали… Анастасия на репетиции задала ребятам вопрос – а были ли подобные истории у кого‑то в жизни, когда вас презирали, отвергали, не принимали? Я думала, они будут молчать, но у каждого нашлось, что сказать… Почему спектакль по мотивам? Потому что это история этих детей, которых когда‑то не поняли, не оценили. Для них сейчас важно мнение общества. Анастасия придумала гениальный образ – «руки в карманах» – толпой удобнее управлять, когда руки в карманах… Каждый из них очень точно работает физически и эмоционально, для меня это самое главное. Они всё правильно чувствуют, живут на сцене. Делают удивительно точно, за ними наблюдать в удовольствие – глаза, красивые руки – очень сильно. Они приобрели большой опыт, расширили творческое пространство. Спектакль можно дорабатывать бесконечно, он будет обрастать какими‑то новыми подробностями, придёт новый опыт.
Мне хочется, чтобы ребята не были равнодушными, чтобы не думали, что за них кто‑то будет решать – мамы, папы, правительство, учителя, Галина Анатольевна… Поэтому с детьми, особенно старшей группы, нужно говорить на разные темы, – они должны понимать, что происходит в нашей жизни, стране, в мире».
АНАСТАСИЯ ЖДАНОВА: «Для меня это первая работа такого масштаба и новый опыт в пластическом театре. Я по специальности хореограф, в роли режиссера-постановщика пробовала себя в маленьких проектах. С театром-студией «Окно» мы познакомились случайно – им порекомендовали меня в качестве педагога по пластике. Я пришла раз, два, три… и уехала на полгода работать за границу.
Будучи там, получила письмо от Галины Анатольевны: «Настя, я хочу, чтобы ты поставила «Чайку…»». На тот момент я не знала ни о произведении Ричарда Баха, ни о режиссуре… Через полгода пришла в театр с абсолютным непониманием того, как должен выглядеть пластический спектакль без слов, на 20 с лишним человек, не танцевавших до этого. Мне помогала музыка. Я воспринимаю мир через музыку, поэтому подобранный материал отражает мое восприятие произведения Баха. Месяца за три до начала работы над спектаклем Галина Анатольевна кинула мне подборку музыки группы Pink Floyd и написала «может вот так?».
Наш полушутливый разговор вылился в целый блок музыки данной группы в спектакле. Мне тоже близка сама история, каждый человек найдёт в ней что‑то о себе… Мне не всегда удаётся донести до людей свои мысли, таким образом, чаще всего меня стараются обходить стороной. Эта история каждого из нас – история выбора, смирения, непринятия и снова смирения. История людей, которые способны изменить мир. Поговорив с ребятами, я услышала их истории – из школы, класса, окружения, дружеского круга – они легли в основу мизансцен спектакля.
Если говорить об общей композиции нашего спектакля, я старалась следовать книге: первый блок – Pink Floyd: Джонатан и его стая; второй блок – инструментальная музыка: Джонатан изгнан в другой мир; третий блок – вокал: Джонатан встретил соратников, став учителем, вернулся к своей стае.Отдельное слово хочу сказать о ребятах – для меня был настоящий профессиональный шок – видеть осознанность, понимание происходящего, желание работать и совершенствовать каждую деталь. За это большое спасибо Галине Анатольевне – она сумела создать по‑настоящему прекрасных актёров».
ПОЛИНА ГУРИНЕЦ (семь лет в театре): «Для меня этот спектакль очень важен, ты можешь сам измениться, по‑другому смотреть на всё, в целом на жизнь. Я начала наблюдать за птицами, мне стало интересно, я вижу в них характеры людей. Играть в пластическом спектакле было комфортно и одновременно трудно, иногда хотелось говорить».
НИКИТА ГОРЯИНОВ (десять лет в театре): «На протяжении многих лет были совершенно другие спектакли – музыкальные, драматические… А в пластическом всё было показано через движения, эмоции. Тема общества, людей, которые не хотят оставаться под влиянием окружающих, которых ничего не интересует, привыкли жить по шаблону, не хотят развиваться, не стремятся к новому. В спектакле моему герою удалось сделать первый шаг вперёд, через силу, преодолеть себя, он целеустремлённый. Это спектакль про меня».
ЕКАТЕРИНА БУБИС (один год в театре): «Это мой первый спектакль. Я по‑другому посмотрела на наше общество, некоторые люди не хотят показывать свою личность, им проще и спокойнее жить иначе, они боятся быть сами собой. Я тоже боялась высказывать своё мнение, переживала, что обо мне подумают. Нужно учиться быть внутренне свободным».
ДАРЬЯ СКИДАН (девятый год в театре): «Большинство ситуаций, которые мы отыгрываем в спектакле – наши жизненные истории. В процессе репетиций, спектаклей я пересмотрела окружающих меня людей, и поняла, что, общаясь с некоторыми, я перестаю быть собой. Они пытаются сделать из меня себя, чтобы я подражала им. Об этом речь в нашем спектакле».
ВАЛЕНТИНА САЗОНОВА (второй день в театре): «После спектакля можно взглянуть под другим ракурсом на людей, с которыми ты общаешься, исправить своё отношение к ним, изменить себя, если это необходимо. Движение, эмоции в этом спектакле удивительно передают тему. Зачем людям летать, если они не птицы? Каждому человеку нужны свобода и полёт – не сидеть в клетке, а творить свою жизнь».
ГЕРМАН КИРЕЕВ (шесть лет в театре): «Первый раз я прочитал произведение Ричарда Баха, когда мне было лет семь, уже позднее, перечитав повесть, понял, что наше общество жестокое, и надо что‑то менять. Нужно стремиться стать лучше, не зависеть от мнения окружающих, работать над своей личностью. В процессе работы над спектаклем мы научились существовать в мире пластики, это помогает нам показать свои эмоции…».
САВЕЛИЙ КИРЕЕВ (седьмой год в театре): «Мы видели постановки «Чайки…» других коллективов – сама мысль спектакля, на наш взгляд, была не правильной. Когда нам сообщили, что у нас будет спектакль без слов, у нас был шок. Мы не понимали, как справимся с задачей – показать, что любой человек может измениться к лучшему – обрести крылья и стать новым человеком. Или остаться прежним, зависимым от другого мнения…».
ВИКТОРИЯ ТКАЧ (15 лет в театре): «С режиссёром-постановщиком спектакля, хореографом Анастасией Ждановой я познакомилась раньше ребят – была на нескольких мастер-классах и понимала – если захочу, у меня всё получится. Когда мы ставили спектакль, каждый находил здесь что‑то для себя, мы задумывались – почему кто‑то кого‑то гнобит, недолюбливает, и негативные ситуации встречаются в жизни (детском саду, школе, взрослом обществе). Мне стало понятнее, как поступать, чтобы сгладить эти конфликты, при этом не растеряв себя. Мы сыграли несколько спектакли «Чайка по имени…», они все – разные по внутреннему ощущению. Каждый раз я проживаю всё как заново».
КИРИЛЛ ВЕСЕЛОВ (седьмой год в театре): «Это реальная жизненная картинка: одни стараются повлиять на толпу, другие подчиняются или начинают протестовать, уходя из‑под влияния… В жизни ты сам должен выбрать свой путь… В работе над спектаклем поначалу были определённые трудности, спасибо нашему хореографу Анастасии, она с нами занималась, потратила много сил, и мы добились результата. У Анастасии современный подход ко всему, наши чувства и энергия заработали».
АННА КУДРЕНКО (в театре один год): «Анастасия скидывала нам видео с чайками – им бросают хлеб, они дерутся, щипают друг друга… Когда мы ставили спектакль, я понимала, общество часто бывает жестоким, порой меня окружают негативные люди, зацикленные только на себе. В компаниях, обществе встречается непонимание, я поняла, что надо быть собой, никому подражать не нужно. Наш спектакль имеет особую энергетику, после него всегда становится очень легко…».
КСЕНИЯ ШАЙГЕРОВА (один год в театре): «Мне было сложно – я не понимала смысл, не знала, как себя вести. Когда уже пошёл процесс, я увидела – это наше общество, оно бывает жестоким. Все прячутся за лидера, за вожака, ведь так проще, легче – подчиняться. Вожак всё решил, тебе и думать не надо – никаких проблем. С такой позицией «не высовываться» человек должен бороться, иначе станешь в серой массе бесцветным и незаметным».
АЛЕКСАНДРА БОЖЕДАРОВА (12 лет в театре): «Я с трёх лет в театре, участвовала во многих спектаклях, все они не похожи друг на друга, а «Чайка по имени…» – совершенно другой спектакль. Главная идея – человек не должен бояться быть не таким как все. Когда нам сказали, что у нас будет пластический спектакль, не могла представить, что из этого получится. Анастасия обсуждала с нами каждую сцену, проблемы общества. Когда надо было ввести новых людей, мы объясняли Галине Анатольевне как зрителю, что мы хотим донести…».
САБРИНА ЧЕГОДАЕВА (седьмой год в театре): «Многие люди, посмотрев наш спектакль, поймут, что лидер может быть не жестоким, жаждущим власти, а хорошим, который поведёт за собой к прекрасному. За ним пойдут те, кто на одной волне с ним. Все мы разные, даже в самом гнилом обществе бывают люди, которые задумываются о своём поведении, анализируют свои поступки».
ДАНИЛ МАШИН (шестой год в театре): «Спектакль показал, как трудно быть первым, если ты выступаешь с инновационной идеей, тебя могут воспринимать в штыки, будут отрицать твои идеи, планы. Можно избавиться от ярлыков, которые на тебя вешают. Как герой, которого играет Никита, преодолев себя, снимает ярлыки. Наше общество – не самое идеальное, но с этим можно что‑то делать. Большинство чаек изменились, но остались и те, кому проще быть несвободными. Они руководствуются правилом «рождённый ползать — летать не может».
ГАЛИНА ЕРЕМЕЕНКОВА: «Спасибо моим актёрам за глубину чувств, за разговор без слов, за говорящие глаза. Спасибо Анастасии Ждановой за то, что она открывает в детях новые грани. Пожелание одно – летите по жизни, дарите людям то настоящее, цельное и трогательное… Должен ли зритель быть подготовленным? Пластический язык порой универсальнее, чем словесный, можно сказать и соврать, а если сделать правильный жест, это будет точнее. У кого‑то есть жизненный опыт, кто‑то прочитал произведение, тем проще. Но не страшно, если сразу не придёт понимание. Зритель, не поняв спектакль до самого конца, но сумев прочувствовать (его придавит энергией, музыкой, светом и т. д.), задумается, и ему захочется прочесть, поговорить, поспорить. Если кто‑то ранее не читал пьесу, а после спектакля у него появится желание прочесть, это будет огромной победой».
Остаётся добавить, что для спектакля временно переоборудовали зрительный зал, убрали кресла, повесили специально сшитый чёрный задник, а зрители (немногочисленные, как и положено сегодня), сидят на сцене, словно птицы, парят в облаках. Костюмы, как и всё гениальное, приснились Галине Еремеенковой. Анастасия Хасанова расписывала костюмы специальной краской, для тату. Каждый из актёров выбрал рисунок индивидуально. Это очень важно, костюм помогает существовать в заданной реальности, костюм – ключ к образу героя. Если у вас будет возможность, обязательно посмотрите спектакль «Чайка по имени…» Тавровского театра-студии «Окно», и, конечно же, перечитайте повесть.