Станция скорой помощи. Начало утренней смены, разнарядка по вызовам, проверка комплектации автомобиля скорой (лекарственные препараты, кислород, маски и т.д.). В путь. На скорой дежурят два фельдшера. Валентина Макошенко - фельдшер высшей категории скорой медицинской помощи Центральной станции скорой медицинской помощи.
«О профессии медика мечтала с детства, все детские игры были связаны с медициной, лечила кукол и домашних животных. Закончила Магнитогорское медучилище им. П.Ф. Надеждина. Уже когда училась на последних курсах, подрабатывала на скорой. Мой стаж - 35 лет, в том числе на скорой помощи 33 года. Мы обслуживаем жителей Белгорода и Белгородского района. Работа сложная, требующая врачебной квалификации. На кону жизнь человека, порой нужно оперативно принимать решения. Ты понимаешь, что всё зависит только от тебя. Бывают такие вызовы, когда нужна врачебная бригада. Если мы не справляемся, конечно, вызываем специализированную бригаду (реанимацию). Но стараемся по возможности оказать помощь сами», – рассказала Валентина Евграфовна.
За смену бывает до 10-15 вызовов, в зависимости от тяжести заболеваний, госпитализации больных. Главное, взять ситуацию под контроль сразу и понять, в каком состоянии пациент. Если ситуация критическая – действовать без промедления. Счёт идёт на секунды. Совсем недавно был такой случай. На улице пожилому мужчине (78 лет) стало плохо. Прохожие позвонили, что человек без сознания, шёл в магазин, вдруг согнулся, потерял сознание. Дедушка упасть не успел, его вовремя подхватил случайный прохожий, посадил, потом уложил и вызвал неотложку.
«Мы как раз возвращались с очередного вызова, нам передали срочный вызов. Сразу стали проводить реанимационные мероприятия, а также вызвали спецбригаду. В реанимационной бригаде задействовано три человека, два фельдшера и врач, поскольку проводится очень много манипуляций... Чтобы не упустить время, мы продолжили реанимационные мероприятия до их приезда. У дедушки уже была клиническая смерть, мы 15 минут сами качали, потом спасали его уже совместно с реанимационной бригадой. На 25-й минуте дедушка задышал, появилось сердцебиение. Началась его полная жизнедеятельность. Диспетчеры, как правило, смотрят по местонахождению, посылают тех, кто рядом, независимо от того, какая бригада – врачебная, фельдшерская, реанимационная. Тогда на первом плане оказались мы, вовремя приехали. Застали начало клинической смерти, начали реанимацию. Дедушка выжил. У него много хронических заболеваний – острая сердечно-сосудистая недостаточность, на фоне этого он и потерял сознание», - поделилась Валентина Макошенко.
Невероятно сложным для медиков скорой стало время пандемии. Их бригады задействовали наряду с инфекционными, поскольку была масса больных. Множество вызовов, много задыхающихся людей. Бывало так, что приезжали, и уже ничем не могли помочь. Больной вовремя не обращался к врачам, болезнь затягивалась, начинались необратимые процессы, поражение лёгких. Если подорвана иммунная система, запущена болезнь, сложно спасти человека. Сама Валентина Макошенко ни разу не была на больничном с коронавирусом, хотя коллеги практически все переболели. Но при диагностике оказалось, что у неё есть антитела. Перенесла болезнь бессимптомно, никаких клинических признаков коронавируса у неё не наблюдалось. Оставалась в строю, оказывая необходимую помощь больным.
«А несколько дней назад у одного из наших пациентов был отёк лёгких, плохо стало сотруднику стоматполиклиники. Пришёл на работу, резко стал задыхаться, терял сознание, бледный, губы синюшные, течёт обильный холодный пот, острая нехватка воздуха, шумное клокочущее дыхание. У мужчины хронические заболевания, инфаркт, стентирование, повторный инфаркт. Мы сразу же стали оказывать помощь, дали кислород, сняли кардиограмму, исключив инфаркт миокарда. Провели нужную инфузионную терапию – ввели необходимые лекарства. В итоге пациент раздышался, порозовел, кислород стал 90», - рассказала Валентина Макошенко.
Она поделилась и курьёзными эпизодами в своей практике:
«Жители у нас неравнодушные, если видят, что человек лежит на земле, вызывают скорую помощь. Приезжают, а товарищ в состоянии алкогольного опьянения, ему очень хорошо и ничего, в принципе, не беспокоит. Это граждане без определённого места жительства, вот так приходится собирать бомжей. Медики не могут оставить человека на улице, потому что он может погибнуть, а, к примеру, зимой замерзнуть. Осматривают, если в помощи не нуждается, нужно перевезти его в центр «Милосердие и забота». Некоторые этим пользуются, для них скорая, как такси, просят иногда прохожих – вызовите мне скорую. Но бывают и другие случаи, народ просто-напросто перестраховывается. Вызывают скорую, чтобы проконсультироваться. Или ложные вызовы, бригада приезжает, а там никого нет, никто медиков не ждёт. Таких случаев в последние годы стало меньше, поскольку появилась единая диспетчерская служба, или вызов через МЧС по 112, поэтому так глупо шутить уже боятся».
Сейчас машины оснащены всем необходимым оборудованием. Вспоминает о том, что начинала работать на УАЗах (в народе называли «буханка»). Оснащение по минимуму, главная ценность – медицинский чемоданчик, вот так нарабатывался большой и ценный опыт. Бывали случаи нападений на сотрудников. Скорую вызывают родственники, либо знакомые, прохожие, а пациент оказывается в алкогольном, наркотическом опьянении, неадекватный. Так что работа не только сложная, но и опасная. Даже если взять самые разные случаи, которые происходят на улице, дорожно-транспортные происшествия, теракты. Тем не менее Валентина Макошенко ни разу не пожалела, что выбрала такую профессию, что работает столько лет на скорой. Вызовов много, помимо обследования больного, оказания ему помощи, нужно ещё карту заполнить, отметить всю необходимую информацию в планшете. Самое трудное в работе на скорой – принять решение. От любого действия зависит жизнь человека. Да, конечно, есть рекомендации и предписания, что нужно делать в той или иной ситуации. Но люди не болеют по инструкции. Кто не выдерживает такой сложной физической и эмоциональной нагрузки, тот уходит, но многие остаются навсегда.
Что самое главное в нашей жизни? Самое главное и есть жизнь человека, улыбнулась Валентина Макошенко. Она знает это наверняка, потому что её работа как раз и связана со спасением жизни людей. И спасение человека для неё равноценно празднику, тогда и приходит удовлетворение от работы. Если не получается это сделать по независящим от неё причинам (человек не всесилен), остаётся тяжёлый осадок. Какие качества необходимы, медику?
«Нужен внутренний стержень, профессионализм, отзывчивость и чуткость, неравнодушие и внимание, чтобы болела душа за каждого больного», - отметила Валентина Макошенко.