Жительница Белгородского района Анна Бабаева отметила 95-летний юбилей. В этот знаменательный день корреспондент «Знамени» побывал у неё на празднике.
Под аккомпанемент баяна запели артисты, прозвучали известные строки любимой всеми песни «К сожаленью, день рожденья только раз в году», и пожаловали гости. Глава администрации Журавлёвского поселения Анжелика Самойлова и начальник управления социальной защиты населения района Ольга Люлина вручили имениннице персональные открытки от президента РФ Владимира Путина, от главы администрации Белгородского района Владимира Перцева, цветы и подарки.
«Дорогая Анна Тихоновна! С юбилеем Вас! От всей души примите наши поздравления. Эти цветы – замечательной, сильной и волевой женщине. Здоровья Вам, бодрости духа и хорошего настроения. Вы прошли непростой жизненный путь, столько трудностей и невзгод пережили. Спасибо за мужество и стойкость в годы Великой Отечественной войны, за всё хорошее, доброе, светлое, что вы сделали и продолжаете делать в своей жизни», – сказала Анжелика Васильевна.
Так сложилось, что поздравления с юбилеем баба Аня принимала не в своём сельском домике, вот уже год она вместе с родными (племянником и внуком) временно проживает в одной из гостиниц областного центра. Тем не менее, свой 95-летний юбилей героиня нашего повествования встретила в кругу родных и близких. Женщина не унывает, на жизнь смотрит с оптимизмом. До последнего времени Анна Тихоновна жила одна в своём доме, управлялась по хозяйству (у неё, как и положено в селе, был огород, курочки). Потом случился инсульт, попала в больницу, за ней ухаживали родные, помогали ей подняться на ноги. Когда началась специальная военная операция, все вместе переехали в гостиницу. Здесь всё отлично, кормят хорошо, но по родному дому и селу скучает. Говорит, по имеющимся сведениям, её дом цел, но мыши, конечно, в нём хозяйничают. Каждый день все мысли о милой сердцу Журавлёвке.
Корреспондент приехал раньше назначенной для официальных поздравлений встречи. Анна Тихоновна предупредила: «Подождите, подождите, я ещё красоту не навела». И стала выбирать цветастый платочек, а их у неё множество, и все яркие, весёлые. Повязала платок, взяла зеркальце, ещё раз пристально посмотрела, хорошо ли сидит. И тапочки надела нарядные, не только красивые, но и очень удобные, племянница подарила. Всё, теперь готова к разговору и встрече гостей!
Родилась баба Аня в Журавлёвке в многодетной семье, у мамы их было трое – старшая сестра, Аня и младший брат. Мама работала в колхозе. Отец был конюхом. Как-то поздней осенью он помогал напарнику спасать лошадь, которую тот утопил. После этого год болел, а в 1934 году умер. Так что мама одна детей растила. Ане было 13 лет, когда началась война. Память хранит события тех страшных лет, Анна Тихоновна вспоминает:
Журавлёвку оккупировали немцы, расселились по домам. Однажды вечером к нам в дом зашёл немецкий солдат, мы спрятались в угол. Кричит: «Матка, яйки!» Собрали, что было, Ваня вынес. Непрошенный гость взял, на следующий день опять приходит. «Да ты ж у нас вчера всё забрал, больше нет ничего», – говорили ему, а сами боялись, что застрелит. На огороде за лето успели вырастить какой-никакой урожай, в погребе картошка хранилась. Фашисты закрыли нас в хате, а сами всю картошку выбрали, отнесли на свою кухню, которая неподалёку располагалась. Утром мы посмотрели, а в погребе ничего нет, как же дальше жить?! Мама не побоялась, пошла в комендатуру и говорит: «Пан, зачем картошку забрали? У меня трое детей, чем их кормить? А тот отвечает: «Матка, иди домой».
Летом 1942 года семью Анны Тихоновны немецкие солдаты выгнали из хаты, а сами в ней поселились. По тем временам дом был хороший, но что поделать, пришлось самим скитаться: жили, где придётся. А тут ещё беда, сестру Дусю хотели забрать в Германию на работы, так она скрывалась. А в те времена ни лесочка, ни посадки никакой поблизости не было, прятаться негде.
Долго она бродила голодная. Потом пришла, чтобы хоть чего-нибудь поесть, и тут немец пожаловал, – вспоминает баба Аня, – Дуся за дверью стоит. Мама говорит: «Пан, пан, я сама…». И толкает его. Так босую её и увели, посадили в погреб, пять суток просидела. Охранял её вооружённый немец, да ещё с собакой. Прибежала к ней невестка: «Павловна, ты жива?». Мама и говорит: «У нас есть немного зерна, поменяй у кума на мёд. Ещё курицу у нас возьми, заруби, приготовь и отнеси коменданту. Скажи, мол, напрасно сидит, дочке не положено было в Германию ехать». Комендант выслушал, забрал продукты, написал бумажку и ответил: «Сейчас отпустим». Мама вернулась, потом болела долго…
Бомбёжки были, но село сильно не пострадало, поскольку фронт проходил в стороне, – продолжила рассказ баба Аня, – когда шли бои в марте 1943 года, в нашем доме находились раненые бойцы Советской армии. Полную хату привезли раненых. Сестра перевязки делала, света не было, меня заставили держать светильничек, пузырёчек-коптушечку. Как раскрыли бинты у одного солдата, а там, ой, боже мой, рана открытая… Другой сидел в углу контуженный, так кричал, так кричал! В марте снега много навалило, на метр высотой, раненых возили на лошади в Петровку, не всегда успевали, умирали в дороге, замерзали.
Все радовались, когда погнали фашиста. А в День Победы творилось что-то невероятное. Всё село вышло, собрались у сельского совета, тогда там выгон был хороший, гармошка играла, пели, танцевали. «Босые, одёжка заштопанная… Голодно было, трудно, а весело! Мы никогда не унывали…» – говорит Анна Тихоновна.Анна Тихоновна Бабаева – труженик тыла. Окончила семь классов, в войну и послевоенное время дети так учились – зимой в школу ходили, а летом в поле работали. За любое дело брались, ведь мужчины на фронт ушли, и не все потом вернулись, всё держалось на женщинах, стариках иподростках. Пахали сначала на коровах, потом на телятах, скородили, сеяли вручную. В колхозе появился маленький трактор-универсал, Анна работала прицепщиком. На обед брали из дома картошку да огурцы, даже хлеба не ели вволю. Вот так в 1943 году Аня начала свою трудовую деятельность в колхозе имени XXII съезда КПСС. Выполняла любую работу по наряду, трудилась свекловичницей: весной сеяли, пололи, часто копали и грузили вручную. Рассказывает, что в те времена,как правило,косили вручную, снопы вязали, носили на своих плечах. И не роптали, понимали, что надо страну поднимать из руин. Так всю жизнь до самой пенсии в колхозе и проработала, была передовиком труда, награждена благодарностями за добросовестный труд. «Анна Тихоновна пользуется заслуженным авторитетом и уважением среди односельчан – добавила Анжелика Самойлова.
На вопрос о счастье задумалась баба Аня. А потом сделала вывод: «Хоть и трудно было, но молодость есть молодость. Всё делала радостно, с полной отдачей. Это и есть счастье. В семье у нас всегда была поддержка, помогали друг другу». Вспомнила прошлое: отдыхать было некогда, дотемна работаешь, потом гонишь скотину на луг пастись. Вечер уже, а всё равно хотелось пойти на улицу, а там уж весело, гармошек в селе было много. Петь всегда любила, много песензнала. И сейчас, на своём юбилее, не могла удержаться. Заиграл баянист «Выйду на улицу, гляну на село», заулыбалась, было бы здоровье, в пляс бы пустилась, но руки всё-таки в такт музыке заиграли.
Современному поколению Анна Тихоновна Бабаева дала такой наказ: «Нужно быть счастливыми, прожить лучшую жизнь, чем мы, а для этого хорошо трудиться. И самое главное, чтобы войны не было». Потом ещё гости пожаловали, чтобы поздравить именинницу, к слову, тоже журавлёвцы. Мы сделали ещё один снимок на память и распрощались. Здоровья Вам и долгих лет жизни, Анна Тихоновна!