Николай Волошин, отец нашей героини, – пчеловод со стажем, специалист в разведенческом направлении. Много лет назад, когда его семья жила в Крыму, познакомился с опытным коллегой, создателем маточного питомника, и многому у него научился. То время он вспоминает с ностальгией:
«Село Поляна Бахчисарайского района. Шикарное место: горы, лес. У меня большая пасека, 250 семей. Мы тогда мощно работали. В хозяйстве был план по реализации – 1 750 маток за сезон. Но мы делали 2 200. Маточное молочко отправляли в Одессу и Харьков для нужд фармацевтической промышленности. Формировали пчелопакеты с молодыми семьями».
С распадом Советского Союза дела в питомнике пришли в упадок. Но Николай Иванович настолько прикипел к пчёлам, что устроился в другой, в Днепропетровске, куда уехал по семейным обстоятельствам. Говорит, там очень развито пчеловодство (в Белгородской области сейчас более 5 тыс. пчеловодов, в Днепропетровской – в шесть раз больше). Ещё два десятилетия посвятил любимому занятию. Всё складывалось удачно – разведение пчёл приносило прибыль, Волошина знали как добросовестного труженика. Но с питомником пришлось попрощаться.
В 2016 году семья переехала в живописное село Долбино Белгородского района. Желанием завести пчёл на новом месте не горели. Так и остались бы жужжащие насекомые в прошлом, не вмешайся дочь Николая Ивановича Людмила. Она настояла: пасеке быть.
«Родители уже на пенсии, а у меня с работой как-то не складывалось. Я мама двух дочерей, воспитываю их одна. Чем заниматься? Решила так: тем, в чём разбираюсь», – говорит девушка. – «Я помогала на пасеке с 12 лет, и поэтому у меня всегда были деньги на карманные расходы (улыбается). Вникла во все тонкости матководства. Сразу была уверенность: здесь спрос на наши пчеломатки будет».
Тем более что в Долбино пчёлам вполне комфортно – такое тут раздолье и разнотравье, а ещё много акации. Начинали с нуля. В Крыму Николай Иванович работал с карпатской породой, в Днепропетровске – с украинской степной, теперь с дочерью остановили выбор на породах «Карника» и «Бакфаст». Они отличаются высокой медопродуктивностью и миролюбивым характером. Сейчас в хозяйстве 70 семей.
Нельзя сказать, что далее всё развивалось стремительно. Потребовалось несколько лет, чтобы о Людмиле Волошиной узнали в Белгородской области и соседних регионах. Не обошлось без сайтов купли-продаж и сарафанного радио. Во время нашего разговора приехал один из постоянных покупателей. Александр живёт в Репном. На пенсии обзавёлся пасекой. Мёд производит для себя, не на продажу:
«Я уже покупал пчеломаток у Людмилы, подсадил – всё нормально. Теперь хочу взять для друзей-пчеловодов».
Николай Иванович открывает нуклеус (то есть небольшой улей):
«Не бойтесь, наши пчёлы спокойные».
Отыскивает пчелиную королеву (так ещё называют маток) – она значительно отличается по размерам. Осторожно кладёт её и несколько сопровождающих (да, у такой особы должна быть свита) в специальную клеточку. Александр заказал таких три. Обязательно корм. Крышка захлопнулась, можно отправляться в путь.
«Всё пчеловодство основано на классных матках», – комментирует Людмила. – «Если качественная матка, значит, будет большая семья. Большая семья – это хорошая зимовка, потому что нагрузка на каждую пчелу меньше, и много продукции: мёда, молочка, прополиса. В общем, всё зависит от матки. Пчеловоды знают приём для повышения продуктивности пасеки – ежегодная смена маток, хотя живут они дольше, до пяти лет».
Разведенческое направление пчеловодства – это кропотливая и даже ювелирная работа. Каждый год Людмила Волошина приобретает 3-4 племенных матки, в России и за рубежом, чтобы получить дочек. Собственно, продолжение рода – единственная функция пчеломаток. Девушка показывает купленную недавно пчелу. Она живёт в окружении обслуживающего персонала, который её охраняет, кормит маточным молочком и ухаживает за ней. Королева засеяла рамку – если присмотреться, можно увидеть на дне ячейки малюсенькие точки. Скоро яйца станут личинками. Личинки аккуратно шпателем перенесут в специальную восковую мисочку в прививочной рамке. Отныне о них будет заботиться семья-воспитательница. Родившаяся матка улетит на спаривание. Вернувшись, через несколько дней начнёт засеивать рамку будущим потомством. Задача выполнена – получено готовое к продаже насекомое.
Людмила влилась в круг белгородских пчеловодов. Как-то её коллега из Вейделевского района рассказал ей о социальном контракте, он сам его заключил.
«Я тоже обратилась в управление социальной защиты населения района за такой помощью, и мне её одобрили», – говорит девушка. – «На 350 тыс. рублей купила новые нуклеусы, металлические подставки – недолговечные деревянные опоры приходилось часто менять, пеноулики, рефрактометр, лекарства и специальные костюмы».
Несмотря на многолетнюю практику, она считает себя начинающим предпринимателем.
«На пасеке я занята пять месяцев в году, без выходных и отпуска. Что делать в остальные? Намерена пройти обучение и продавать полезную продукцию пчеловодства собственного производства. Прошлой зимой у меня уже купили несколько боксов с мёдом, забрусом, прополисом и свечами. Хочу развивать дальше это направление», – делится пчеловод.
Настрой у Людмилы оптимистичный, а это главное.